IQ в квадрате

По ту сторону телеэкрана

Al.Sorbi11.10.2011 в 03:20
В последние числа сентября мне довелось пройти практику на нижегородском филиале телеканала «Домашний». Несмотря на то, что длилась она всего два дня, за это время я узрела много интересного. Понаблюдав изнутри за тем, что происходит перед выходом новостей и телепередач в эфир, я с удовольствием поделюсь своими впечатлениями.

«На самом верху самой высокой башни».

«Практиковаться» мне пришлось отдельно от моих сокурсников-журналистов - когда они уже освободились, я только-только поправилась после банальной, но затяжной простуды.
Из-за противоречивых объяснений товарищей я так и не поняла, в какую из «Двух башен» (бизнес-центр на ул. Белинского) мне нужно идти, чтобы попасть в телестудию «Домашнего». Оказалось, в «квадратную», а не «круглую» - нижегородцам на заметку.


На 10-м этаже меня встретил Андрей Евгеньевич Белянинов, генеральный директор телерадиохолдинга «Оптимедиа», куда и входит «Домашний». Он торопливо провёл меня в офис, где работали телевизионщики, представил им, попросил повозить меня по съёмкам и убежал по своим делам. Такая лаконичность меня не смутила – я сама работаю в офисе и знаю, что такое занятый босс.
Я стала знакомиться с ребятами – почти вся редакция телеканала, к моему тогдашнему удивлению, состояла из молодёжи, к тому же симпатичной и харизматичной. Встретили меня приветливо. Корреспондент Алла сказала, что возьмёт меня с собой на съёмки репетиции конкурсанток проекта «Мисс Нижний Новгород». В 2 часа дня. А на тот момент времени было пол-десятого. Меня усадили за чьё-то пустующее место за компьютером – ждать. Поначалу я пребывала в состоянии лёгкого шока – чем мне было заниматься 4 часа подряд? Развлекать меня определённо не собирались. Компьютер бы хоть включили…
Смирившись со своей участью, я стала разглядывать помещение. На первый взгляд это был обычный офис, но в нём было достаточно специфических элементов, например, всевозможные напоминалки на стенах. Особенно запомнилась загадочная «Ты записал музыку для РАО?» Да чего вообще только не было на этих стенах, я даже слегка позавидовала: у нас на работе так не навешаешь.

«Поехали в Рок-бар!»

Ожидание, конечно, утомляло, но мне было интересно смотреть за тем, как ребята работают и общаются – атмосфера вокруг была оживлённая и приятная. Я бы даже сказала, «домашняя». К моей огромной радости, в 11:00 меня спас от скуки весельчак-оператор Ваня, забрав с собой на другие съёмки. Он сказал мне, что мы едем в Рок-бар.
«Рок-баром», собственно, оказался находящийся напротив оного «Дом актёра», в котором я успела побывать летом. Снимали репетицию довольно своеобразного спектакля о Высоцком. Мне было очень интересно наблюдать как за репетицией, так и за процессом съёмки, включавшем в себя частую смену ракурсов и отдельную запись интервью с режиссёром и актёрами. Интервью брала Женя, корреспондент и ведущая новостной программы «Просто», ради которой ребята и старались. Оператору приходилось часто прерывать собеседников, чтобы переставить камеру – видимо, на «Домашнем» очень уж любят поэкспериментировать с углом съёмки.
Очень забавно было, когда исполнители ролей Высоцкого и его жены Марины Влади «прогнали» сцену семейной ссоры, только разогреваясь для лучшей игры, а Ваня взял и объявил им: мол, всё, господа, нам это и нужно было, для репетиции в самый раз. Актёры, ожидавшие, что снимать будут их второй «заход», а не первый, с ошибками, очаровательно засмущались.
На обратном пути в студию журналисты рассказали мне, что зимой работать не сладко – приходится порой изрядно помёрзнуть на улице, в частности, когда задерживается таксист.

«Время ЭКС».

По возвращении мне сразу же нашлось ещё одно увлекательное дело: поучаствовать в записи прямого эфира астрологической программы «Время ЭКС». Вместе с режиссёром я сидела в аппаратной, интереснейшем месте, где располагались пульты управления с тысячей кнопок и огромный экран, на котором были видны изображения с включённых камер. Как человек, небезразличный к технике, я была очень рада побыть там.
Ведущая программы и гостья студии, карпатская прорицательница, сидели в небольшом студийном помещении, занавешенном голубой тканью. А чудеса техники создавали за их спинами весьма качественную иллюзию красивой студии. Мне же предстояло принимать звонки от зрителей - снимать трубку, а режиссёр переводил их в эфир. По наушнику, спрятанному за волосами, ведущая слышала его комментарии, например, по поводу того, сколько ещё времени до конца эфира. В один момент наушник вылетел из её уха, и вставить его обратно получилось не сразу, но она благополучно справилась с этой ситуацией, так что, возможно, никто из зрителей даже и не заметил. Вот такое ответственное дело - прямой эфир, монтаж здесь уже не помощник.

«Мисс Нижний Новгород».

Наконец время подошло к двум часам дня и я отправилась с Аллой и оператором Сашей на репетицию претенденток в мисс города, проходившую в ТЦ «Этажи». Девочки занимались хореографией в спортзале. К камерам они явно уже привыкли, даже не слишком протестовали, когда оператор с телеканала «Волга» снимал, как они переодеваются.
Съёмочной группе «Домашнего» было желательно взять интервью у девушки, обречённой на выбывание, но она болела и отсутствовала. Заместо этого ребята поговорили с девочками, попавшими в запасной состав. Ведь зрителю интересны не только победы. Ну и, конечно же, журналисты взяли интервью у тех, кого сочли потенциальными победительницами, а также у самого продюсера проекта Елизаветы Зубакиной.
На этом закончился первый день моей практики, и я уже уяснила, как проходят будни телевизионщиков. В 9 часов утра у всех, кроме операторов, проходит планёрка. Далее до конца рабочего дня (18:00) ребята снимают материалы для новостей с расчётом на то, чтобы успеть «слить» их на компьютер, отсмотреть, отобрать нужные кадры и отдать монтировщикам. Параллельно с этим процессом выходит в прямом эфире несколько передач. Так функционирует нижегородский филиал «Домашнего».

Снова театр.

Следующим утром Ваня объявил мне: «Сегодня будешь актрисой». Оказалось, вместо съёмки собственного сюжета меня ждала роль в сюжете. Мне предстояло изобразить охваченного депрессией человека, которого непременно развеселит хорошая музыка в плеере. Этот сюжет был из тех, что снимаются по собственным идеям журналистов, чтобы дополнить получасовой выпуск новостей, когда в городе недостаточно информационных поводов. Вот где можно проявить фантазию и свободу творчества.
Но сперва мы поехали в Учебный Театр на Большой Покровской, куда в этот день приехал известный театральный режиссёр, преподающий в ГИТИС, Иосиф Райхельгауз. Он намеревался провести кастинг и мастер-класс для нижегородских актёров и режиссёров. Вот такие «культурные» мне попадались поездки, что не могло не радовать.
Театр оказался крохотным, но дико уютным. Туда-сюда бегали молодые студенты-актёры, резвящиеся как дети. Из них нам удалось «отловить» двоих для интервью. Остальные отказались в весьма забавной форме, картинно взмахивая руками и восклицая «Не нужно этого!» Иосиф Райхельгауз дал нам интервью и провёл при нас небольшой кастинг, в ходе которого пара студентов и две женщины-режиссёра пытались обосновать своё право на поступление в ГИТИС. Согласия режиссёра не получил никто, зато он подробно пояснил, что значит быть настоящим актёром и режиссёром спектаклей. А именно – не иметь семьи и всю жизнь отдавать работе.

О том, как богатыри в Сербию ходили.

Выйдя на улицу, мы начали снимать клип про мою «депрессию», и тут совершенно неожиданно нас нашёл новый сюжет. По Покровской мимо нас прошла толпа русских молодцев в национальных костюмах. Они, увидев камеру, сами попросили снять их. Оказалось, это самые настоящие богатыри, приплывшие в Нижний по Волге из Тольятти на самых настоящих ладьях. Возглавлял их батюшка, организатор необычного проекта, заключавшийся в том, чтобы доплыть прямо до Сербии! А там подарить ладьи, или, по-богатырски, «лодьи», славянским братьям. Что удивительно, это был не маскарад, все эти люди действительно называли себя богатырями, некоторые из них были воеводами. И у них оказалась своя духовная философия и своё боевое искусство. Наверное, это был самый яркий и интересный сюжет, который отсняли при мне, а ведь его никто не планировал! «Лодьи» нам продемонстрировал колоритный и разговорчивый воевода - они стояли у причала на Нижневолжской Набережной, три штуки, красивые, но такие маленькие! А ведь в них плыло в каждой человек по 8-10, включая детей. «Спартанские условия», - пояснил капитан.

Как я «залезла в телевизор».

С набережной мы поехали в клинику к психотерапевту Борису Калабанову. Нет, не за тем, чтобы лечить старорусские галлюцинации. Он рассказал нам о влиянии музыки на состояние человека, что являлось частью сюжета с моим участием. Вернувшись наконец в студию, мы досняли этот сюжет. В нём я уныло шла по пасмурной улице, приходила на работу, хваталась за голову от бесчисленных забот и наконец, не выдержав, садилась на диван и вставляла в уши наушники. И делала счастливое лицо. На этом моя миссия ознакомления с телевизионной работой закончилась.
Ролик я увидела на следующий день в новостях – ребята забавно покреативили, превратив кадры со мной в ускоренную съёмку и подставив туда довольно трешевую песню. Видимо, у меня получился не столько грустный вид, как меня просили, сколько угрюмый. Ну а одновременно с моим «повеселением» заиграла - что бы вы подумали? - классика. Конечно, тут можно было что-то пооригинальней придумать, но что поделать - наш психиатр назвал лечебной инструментальную музыку. Посмотрев заодно весь новостной выпуск, я сделала вывод, что нижегородский эфир «Домашнего» отличает весьма нестандартный подход к оформлению сюжетов, в частности, к музыкальному. Мне не доводилось ещё смотреть столь креативные новости.
Хотя за этот двухдневный период я не успела сама взять интервью на камеру или попробовать себя в монтаже, а после меня уже ждали пары в университете, практику на "Домашнем" наряду с практикой в «Новой газете» я считаю самой полезной и насыщенной за все пять курсов учёбы. Впервые я так тесно соприкоснулась со всем, что происходит по ту сторону телеэкрана.

Альбина Сырбу, НГЛУ, 5 курс.




Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).


Группа

IQ в квадрате


Молодые журналисты, фотографы, блоггеры и их опытные коллеги делятся новостями, рассказывают о событиях, анализируют мир.

"Если нет информационного повода - создай его".